Информация для заявителей

Информация для заявителей

Информация о маркировке продукции

Если вы изготавливаете, ввозите или реализуете в Республике Беларусь продукцию, в том числе продукцию легкой промышленности, то вы являетесь субъектами технического нормирования и стандартизации, должны соблюдать действующее в Республике Беларусь законодательство в данной сфере, а также требования технических регламентов Таможенного союза.

Учитывая, что в последнее время значительно увеличилось количество вопросов по доведению до потребителей информации о товаре и маркировке продукции легкой промышленности, следует иметь в виду, что обязательные требования в данной области установлены техническими регламентами Таможенного союза TP TC 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (статья 9), TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (статья 9) и Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (статья 7 «Информация о товарах (работах, услугах)»).

Ознакомиться с текстами TP ТС 007/2011, TP ТС 017/2011 можно в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Евразийской экономической комиссии, с текстом Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» - на сайте Министерства торговли.

В большинстве случаев требования указанных технических регламентов Таможенного союза и Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» по доведению информации до потребителей в части реквизитов маркировки корреспондируются. К обязательной информации относятся, например, наименование продукции, сведения об основных потребительских свойствах (для продукции легкой промышленности - состав сырья, символы по уходу и др.), дата изготовления.

В то же время Законом «О защите прав потребителей» уточняются и дополняются отдельные реквизиты маркировки, а именно до потребителей в обязательном порядке должна быть дополнительно к TP ТС доведена следующая информация:

-        наименование (фирменное наименование), местонахождение изготовителя и, при наличии, импортера.     


Для сведения: согласно разъяснению Минторга Республики Беларусь под импортером (поставщиком) в Законе «О защите прав потребителей» понимается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, в том числе организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь;


-        обозначение технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ГОСТ, ТУ) (далее - ТНПА), устанавливающего требования к качеству товара, выпускаемого по такому ТНПА;

-      количество или комплектность товара;

-       штриховой идентификационный код в том случае, если это предусматривается законодательством (в частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь»).

Следующий вопрос состоит, как правильно указывать те или иные реквизиты маркировки. В этом вам должны помочь государственные стандарты (СТБ, ГОСТ), которые согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» в общем случае применяются на добровольной основе, но реализуют положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в части предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о предлагаемом товаре.

Например, в соответствии со статьей 9 TP ТС 017/2011 в маркировке продукции легкой промышленности должны быть указаны размеры изделия. Если в маркировке платья указан набор цифр «158-96-104», то это мало что говорит потребителю. Согласно международным требованиям, реализуемым в государственном стандарте ГОСТ ИСО 3737-2004 «Обозначение размеров одежды. Одежда верхняя для женщин и девочек», для обозначения размера одежды используют пиктограмму или, если это нецелесообразно, должны быть приведены числовые значения контрольных величин вместе с наименованиями, т.е. «рост 158, обхват груди 96, обхват бедер 104».

По вопросу приведения символов по уходу рекомендуем обратиться к другому государственному стандарту СТБ ISO 3758-2011 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу», в котором также учтены международные требования. Приведенные в стандарте символы уже давно привычны и понятны потребителю. Следует обратить внимание, что стандарт предлагает символы располагать в определенном порядке: стирка, отбеливание, сушка, глажение и профессиональный уход за текстильным изделием, т.е. в том порядке, в каком осуществляется уход за изделием.

Рекомендуем при решении вопросов по маркировке воспользоваться и другими государственными стандартами, устанавливающими термины и определения, используемые в отраслях легкой промышленности (если речь идет о наименовании продукции), положения об указании состава сырья текстильной продукции или видов материалов, используемых, для изготовления обуви и др.

И еще один вопрос, который касается маркировки продукции: каким образом ее наносить. Согласно TP ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» также не устанавливает требований к способам доведения информации для потребителей.

Важен сам факт, что маркировка продукции является достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Но чтобы облегчить потребителям выбор изделия необходимо ознакомиться с основной информацией о данном изделии (наименование, изготовитель и др.). В этом случае целесообразно опять-таки изучить стандарты, которые уже давно сформировали привычные для потребителей способы маркировки.

Например, согласно ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» для маркировки изделий используются товарный ярлык, лента с изображением товарного знака и контрольная лента.

Тексты ряда стандартов размещены на сайте Госстандарта: www.tnpa.by, а также Вы их можете приобрести в РУП "Витебский ЦСМС".
Подробную информацию можно узнать по телефону 8 (0212) 42-67-03 либо в разделе Информационное обеспечение.

Информация о процедурах обращения с жалобами и апелляциями

После получения жалобы орган по сертификации определяет, относится ли жалоба к деятельности органа по сертификации, и только в этом случае принимает ее к рассмотрению. В случае поступления жалобы, содержащей вопросы, не относящиеся к компетенции органа по сертификации продукции и услуг, назначенный исполнитель в течение пяти дней направляет жалобу для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляет заявителя в тот же срок, либо в тот же срок, в порядке установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», оставляют обращение без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

В случае если жалоба или апелляция относится к деятельности органа по сертификации, руководитель органа по сертификации назначает специалиста, ответственного за сбор и верификацию информации, необходимой для проверки достоверности жалобы.

Рассмотрение жалоб осуществляет совет по сертификации органа по сертификации продукции и услуг РУП «Витебский ЦСМС». Совет по сертификации органа по сертификации продукции и услуг, в срок не позднее пятнадцати дней со дня регистрации жалобы, рассматривает жалобу на заседании совета по сертификации органа по сертификации. Жалобы, требующие расширенного изучения и проверки, рассматриваются в срок не позднее одного месяца со дня ее регистрации.

Рассмотрение апелляций осуществляет Комитет по защите беспристрастности не позднее месяца после их получения.

Решения по удовлетворению жалобы или апелляции рассматриваются, принимаются лицом (лицами), не принимавшим(и) участия в деятельности по сертификации, связанной с жалобой или апелляцией.

Описание средств за счет которых осуществляется финансовая поддержка органа по сертификации.
Общая информация об оплате, взимаемой с заявителей, заказчиков

Уставной фонд и оборотные средства РУП «Витебский ЦСМС» (частью которого является орган по сертификации продукции и услуг) является гарантированным резервом для покрытия обязательств, возникающих в процессе деятельности органа по сертификации продукции и услуг. Деятельность органа по сертификации продукции и услуг является договорной и основана на самоокупаемости, самофинансировании. Финансирование осуществляется за счет:

  • Сертификации услуг
  • Сертификации продукции
  • Сертификации работ (услуг) в строительстве
  • Регистрации деклараций о соответствии

Стоимость работ по подтверждению соответствия продукции и услуг определяется в зависимости от вида проводимых работ и номенклатуры заявляемых продукции/услуг на основании утвержденных в установленном порядке норм трудоемкости и прейскуранта цен. В зависимости от схемы сертификации с заявителем заключается соглашение по сертификации, в котором описаны права и обязанности владельца сертификата соответствия, в том числе, касающиеся использования наименования органа по сертификации и знака соответствия, а также, способов упоминания о сертификате соответствия.

Права и обязанности заявителя и владельца сертификата соответствия

Схемы подтверждения соответствия и условия их применения

Правила сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Правила сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Сертификация продукции в зависимости от схемы сертификации в общем случае включает следующие этапы:

  • подачу заявки на сертификацию в орган по сертификации, анализ заявки на сертификацию продукции и представленных документов;
  • проведение идентификации продукции и отбора образцов продукции для испытаний;
  • проведение испытаний продукции;
  • проведение анализа состояния производства;
  • анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче сертификата соответствия на продукцию;
  • выдача сертификата соответствия на продукцию, заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;
  • периодическая оценка сертифицированной продукции.

Сертификация выполнения работ, оказания услуг в зависимости от схемы сертификации в общем случае включает следующие этапы:

  • подачу заявки на сертификацию выполнения работ, оказания услуг в орган по сертификации, анализ заявки на сертификацию выполнения работ, оказания услуг и представленных документов;
  • проведение идентификации выполнения работ, оказания услуг;
  • оценка мастерства и (или) квалификации персонала, выполняющего работы, оказывающего услуги;
  • оценка стабильности процесса выполнения работ, оказания услуг;
  • анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче сертификата соответствия на выполнение работ, оказание услуг;
  • выдача сертификата соответствия на выполнение работ, оказание услуг, заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;
  • периодическая оценка сертифицированного выполнения работ, оказания услуг.

Внесение изменений и или дополнений в сертификаты, а также в перечень сертифицированных услуг проводится в соответствии с п. 37-42 гл. 3 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Приостановление, возобновление, прекращение или отмена действия сертификата соответствия проводится в соответствии с пп. 3-6, 8, 9 статьи 27 и  п.п. 1-7 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».