Информация для заявителей
Если вы изготавливаете, ввозите или реализуете в Республике Беларусь продукцию, в том числе продукцию легкой промышленности, то вы являетесь субъектами технического нормирования и стандартизации, должны соблюдать действующее в Республике Беларусь законодательство в данной сфере, а также требования технических регламентов Таможенного союза.
Учитывая, что в последнее время значительно увеличилось количество вопросов по доведению до потребителей информации о товаре и маркировке продукции легкой промышленности, следует иметь в виду, что обязательные требования в данной области установлены техническими регламентами Таможенного союза TP TC 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (статья 9), TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (статья 9) и Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (статья 7 «Информация о товарах (работах, услугах)»).
Ознакомиться с текстами TP ТС 007/2011, TP ТС 017/2011 можно в секторе информации и ЭВМ РУП "Витебский ЦСМС", а также в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Евразийской экономической комиссии, с текстом Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» - на сайте Министерства торговли.
В большинстве случаев требования указанных технических регламентов Таможенного союза и Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» по доведению информации до потребителей в части реквизитов маркировки корреспондируются. К обязательной информации относятся, например, наименование продукции, сведения об основных потребительских свойствах (для продукции легкой промышленности - состав сырья, символы по уходу и др.), дата изготовления.
В то же время Законом «О защите прав потребителей» уточняются и дополняются отдельные реквизиты маркировки, а именно до потребителей в обязательном порядке должна быть дополнительно к TP ТС доведена следующая информация:
- наименование (фирменное наименование), местонахождение изготовителя и, при наличии, импортера.
Для сведения: согласно разъяснению Минторга Республики Беларусь под импортером (поставщиком) в Законе «О защите прав потребителей» понимается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, в том числе организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь;
- обозначение технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ГОСТ, ТУ) (далее - ТНПА), устанавливающего требования к качеству товара, выпускаемого по такому ТНПА;
- количество или комплектность товара;
- штриховой идентификационный код в том случае, если это предусматривается законодательством (в частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь»).
Следующий вопрос состоит, как правильно указывать те или иные реквизиты маркировки. В этом вам должны помочь государственные стандарты (СТБ, ГОСТ), которые согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» в общем случае применяются на добровольной основе, но реализуют положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в части предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о предлагаемом товаре.
Например, в соответствии со статьей 9 TP ТС 017/2011 в маркировке продукции легкой промышленности должны быть указаны размеры изделия. Если в маркировке платья указан набор цифр «158-96-104», то это мало что говорит потребителю. Согласно международным требованиям, реализуемым в государственном стандарте ГОСТ ИСО 3637-2004 «Обозначение размеров одежды. Одежда верхняя для женщин и девочек», для обозначения размера одежды используют пиктограмму или, если это нецелесообразно, должны быть приведены числовые значения контрольных величин вместе с наименованиями, т.е. «рост 158, обхват груди 96, обхват бедер 104».
По вопросу приведения символов по уходу рекомендуем обратиться к другому государственному стандарту ГОСТ ISO 3758-2014 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу», в котором также учтены международные требования. Приведенные в стандарте символы уже давно привычны и понятны потребителю. Следует обратить внимание, что стандарт предлагает символы располагать в определенном порядке: стирка, отбеливание, сушка, глажение и профессиональный уход за текстильным изделием, т.е. в том порядке, в каком осуществляется уход за изделием.
Рекомендуем при решении вопросов по маркировке воспользоваться и другими государственными стандартами, устанавливающими термины и определения, используемые в отраслях легкой промышленности (если речь идет о наименовании продукции), положения об указании состава сырья текстильной продукции или видов материалов, используемых, для изготовления обуви и др.
И еще один вопрос, который касается маркировки продукции: каким образом ее наносить. Согласно TP ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» также не устанавливает требований к способам доведения информации для потребителей.
Важен сам факт, что маркировка продукции является достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Но чтобы облегчить потребителям выбор изделия необходимо ознакомиться с основной информацией о данном изделии (наименование, изготовитель и др.). В этом случае целесообразно опять-таки изучить стандарты, которые уже давно сформировали привычные для потребителей способы маркировки.
Например, согласно ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» для маркировки изделий используются товарный ярлык, лента с изображением товарного знака и контрольная лента.
Тексты ряда стандартов размещены на сайте Госстандарта: www.tnpa.by, а также Вы их можете приобрести в РУП "Витебский ЦСМС".
Подробную информацию можно узнать по телефону 8 (0212) 48-04-15 либо в разделе Информационное обеспечение.
Выписка из Руководства по системе менеджмента органа по сертификации продукции и услуг РК ВЦСМС
Апелляция – обращение заявителя на проведение сертификации о пересмотре решения, принятого органом по сертификации в отношении жалобы
Жалоба – письменное требование о восстановлении или защите прав, законных интересов заявителя, нарушенных действием (бездействием) органа по сертификации
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ
Жалобы, поступающие в РУП «Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации» могут касаться деятельности органа по сертификации продукции и услуг или продукции, услуги (работы), сертифицированной органом.
Документально оформленная жалоба, должна содержать:
– наименование и (или) адрес организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которое направляется жалоба;
– полное наименование юридического лица и его место нахождения (при подаче жалобы юридическим лицом), фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу;
– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) (при подаче жалобы гражданином);
– изложение предмета и сути жалобы;
– определение потенциальных сторон – участников конфликта;
– описание участие заявителя в событиях, которые предшествовали заявлению и стали причиной обращения с жалобой в орган по сертификации;
– подпись заявителя.
Заявитель может оформить замечания и предложения на деятельность органа по сертификации продукции и услуг, которые записывается в Книгу замечаний и предложений или подать жалобу в виде оформленного документа. Поступившие документально оформленные жалобы регистрируются секретарем приемной руководителя в «Журнале регистрации обращений граждан».
После получения жалобы орган по сертификации определяет, относится ли жалоба к деятельности по сертификации, и только в этом случае принимает ее к рассмотрению. Орган по сертификации письменно информирует заявителя в 3–х дневный срок о получении от него жалобы.
Ответственный исполнитель (не заинтересованный в предмете жалобы), согласно резолюции руководителя органа по сертификации, проводит сбор и верификацию необходимой информации для проверки достоверности жалобы.
Рассмотрение жалоб осуществляет совет по сертификации органа по сертификации продукции и услуг РУП «Витебский ЦСМС». На заседание совета по сертификации органа по сертификации продукции и услуг могут привлекаться юрисконсульт и специалисты инспекции государственного надзора (при необходимости).
В целях предотвращения конфликта интересов, персонал (в том числе руководство), консультировавший заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата соответствия, иное лицо или организацию, направившее жалобу (далее лицо, направившее жалобу) или был нанят на работу лицом, направившем жалобу, не привлекается органом по сертификации для анализа или принятия решения по жалобе лица, направившего жалобу, в течение двух лет после его консультирования или окончания работы на лицо, направившее жалобу. Также к рассмотрению и принятию решения по жалобе не привлекается персонал, который принимал участие в работах по сертификации объекта оценки соответствия, связанного с жалобой.
Совет по сертификации органа по сертификации продукции и услуг в срок не позднее пятнадцати дней со дня регистрации жалобы рассматривает жалобу на заседании совета по сертификации органа по сертификации.
Жалобы, требующие расширенного изучения и проверки, рассматриваются в срок не позднее одного месяца со дня ее регистрации. Для этой цели проводится внеплановая периодическая оценка сертифицированного объекта, специально сформированной командой. Документально оформленные результаты проведенной внеплановой периодической оценки и обоснованность жалобы рассматриваются на заседании совета по сертификации.
Орган по сертификации во всех возможных случаях официально уведомляет лицо или организацию, направившее жалобу, о результате и окончании процесса рассмотрения жалобы в письменном виде, в срок не позднее пятнадцати дней/одного месяца после регистрации жалобы, а сертифицированной организации предоставляет отчет по внеплановой периодической оценке. Весь процесс приемки, оценки и принятия решений по жалобе документируется секретарем совета по сертификации. Орган по сертификации несет ответственность за сбор и верификацию всей необходимой информации для принятия решения в отношении жалобы.
В случае поступления жалобы, содержащей вопросы, не относящиеся к компетенции органа по сертификации продукции и услуг, назначенный исполнитель в течение пяти дней направляет жалобу для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляет заявителя в тот же срок. Либо в тот же срок, в порядке установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», оставляет обращение без рассмотрения по существу и уведомляет об этом заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций и его работников должны содержаться анализ и его оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.
Орган по сертификации совместно с сертифицированной организацией и лицом (организацией), подавшим жалобу принимает решение, станут ли предмет жалобы и принятие решения общедоступны и в какой степени. Данное решение оформляется документально посредством официальной переписки.
Подача жалобы от заявителя, ее рассмотрение и принятие решения по ней не приводит к каким-либо дискриминирующим действиям в отношении заявителя.
В случае несогласия с решением, принятым органом по сертификации, его действием (бездействием) по жалобе, заявитель вправе обжаловать их в Комитете по защите беспристрастности.
Аккредитованный орган по сертификации несет ответственность за все решения на всех уровнях процесса работы с жалобами.
Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ
Заявитель имеет право направить апелляцию в РУП «Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации» в случае несогласия с решением совета по сертификации органа по сертификации.
Апелляция должна содержать:
– почтовый и электронный адреса, телефон стороны, в отношении которой подается апелляция;
– изложение предмета спора;
– описания решений, имеющиеся на момент подачи спора или иные результаты контактов и слушаний, имевших место между сторонами спорного правоотношения;
– причину обращения;
– предложение решения спора для обсуждения комитетом по защите беспристрастности;
– подпись уполномоченного лица с приложением доказательства таких полномочий.
Апелляция должна включать приложения, содержащие доказательства и/или документы, на которых основано решение совета по сертификации.
Рассмотрение апелляции осуществляет Комитет по защите беспристрастности РУП «Витебский ЦСМС» согласно положения о Комитете по защите беспристрастности органа по сертификации продукции и услуг. При этом ни один из членов Комитета не должен участвовать в соответствующей оценке и в выработке заключения по нему, в противном случае данное лицо отстраняется от рассмотрения апелляции.
В РУП «Витебский ЦСМС» установлена следующая процедура получения, оценки и принятия решения по апелляциям:
– апелляция поддается стороной, право которой по ее мнению нарушено или вынесенное решение не удовлетворяет указанную сторону по существу.
– апелляция с приложениями регистрируется в журнале регистрации обращений граждан секретарем приемной директора РУП «Витебский ЦСМС» и передается председателю комитета по защите беспристрастности.
– комитет по защите беспристрастности письменно информирует заявителя в 3–х дневный срок о получении от него апелляции и направляет информацию о запланированных сроках по рассмотрению апелляции, а также о ходе рассмотрения апелляции. Если ранее заявленные сроки рассмотрения апелляции нарушаются, заявителя письменно информируют о новых сроках рассмотрения.
– комитет по защите беспристрастности анализирует поступившие материалы для проверки достоверности и расследования апелляции, запрашивает необходимую дополнительную информацию от обеих сторон. При необходимости к работе по рассмотрению апелляции могут быть привлечены технические эксперты. Весь процесс приемки, оценки и принятия решений по апелляции документируется.
– апелляция рассматривается не позднее одного месяца со дня ее регистрации, а апелляция, не требующая дополнительного изучения и проверки – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации, председатель Комитета по защите беспристрастности может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом заявителя.
– в случае признания обоснованности апелляции, секретарь Комитета по беспристрастности направляет совету по сертификации материалы, оформленные по результатам рассмотрения апелляции, содержащие информацию о необходимости изменения решения, принятого на заседании совета по сертификации. После проведения заседания совета по сертификации, на котором рассматриваются материалы по апелляции, секретарем оформляется выписка с учетом решения, принятого Комитетом по беспристрастности.
– после окончания процесса рассмотрения апелляции орган по сертификации продукции и услуг уведомляет апеллянта о результате и окончании процесса рассмотрения апелляции, предоставляя ему официальный письменный ответ.
В случае несогласия с решением Комитета по защите беспристрастности по рассмотренной апелляции, заявитель вправе обратиться в Государственный комитете по стандартизации Республики Беларусь и (или) Государственное предприятие «БГЦА», а в случае несогласия с их решением либо неполучением ответа в тридцатидневный срок – в суд.
Уставной фонд и оборотные средства РУП «Витебский ЦСМС» (частью которого является орган по сертификации продукции и услуг) является гарантированным резервом для покрытия обязательств, возникающих в процессе деятельности органа по сертификации продукции и услуг. Деятельность органа по сертификации продукции и услуг является договорной и основана на самоокупаемости, самофинансировании. Финансирование осуществляется за счет:
- Сертификации услуг
- Сертификации продукции
- Сертификации работ (услуг) в строительстве
- Регистрации деклараций о соответствии
Стоимость работ по подтверждению соответствия продукции и услуг определяется в зависимости от вида проводимых работ и номенклатуры заявляемых продукции/услуг на основании утвержденных в установленном порядке норм трудоемкости и прейскуранта цен. В зависимости от схемы сертификации с заявителем заключается соглашение по сертификации, в котором описаны права и обязанности владельца сертификата соответствия, в том числе, касающиеся использования наименования органа по сертификации и знака соответствия, а также, способов упоминания о сертификате соответствия.
Правила сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Сертификация продукции в зависимости от схемы сертификации в общем случае включает следующие этапы:
- подачу заявки на сертификацию в орган по сертификации, анализ заявки на сертификацию продукции и представленных документов;
- проведение идентификации продукции и отбора образцов продукции для испытаний;
- проведение испытаний продукции;
- проведение анализа состояния производства;
- анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче сертификата соответствия на продукцию;
- выдача сертификата соответствия на продукцию, заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;
- периодическая оценка сертифицированной продукции.
Сертификация выполнения работ, оказания услуг в зависимости от схемы сертификации в общем случае включает следующие этапы:
- подачу заявки на сертификацию выполнения работ, оказания услуг в орган по сертификации, анализ заявки на сертификацию выполнения работ, оказания услуг и представленных документов;
- проведение идентификации выполнения работ, оказания услуг;
- оценка мастерства и (или) квалификации персонала, выполняющего работы, оказывающего услуги;
- оценка стабильности процесса выполнения работ, оказания услуг;
- анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче сертификата соответствия на выполнение работ, оказание услуг;
- выдача сертификата соответствия на выполнение работ, оказание услуг, заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;
- периодическая оценка сертифицированного выполнения работ, оказания услуг.
Порядок внесения изменений и или дополнений в сертификаты соответствия, а также в перечень сертифицированного оказания услуг проводится в соответствии с п. 37-42 гл. 3 Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Приостановление, возобновление, прекращение или отмена действия сертификата соответствия проводится в соответствии с пп. 3-6, 8, 9 статьи 27 и п.п. 1-7 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».